В Нижегородской области в городском округе город Выкса осуществляет свою деятельность Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа» (далее ГКОУ С(К)Ш) с многолетней историей и перспективой на будущее.
В ГКОУС(К)Ш обучается 168 мальчишек и девчонок с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп: с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Педагогический коллектив 37 настоящих профессионалов своего дела. Педагоги не стоят на месте и постоянно находятся в поиске новых форм и методов в работе с обучающимися с ОВЗ.
Учителя и специалисты проходят повышение квалификации по образовательной, воспитательной деятельности преимущественно на базе Нижегородского института развития образования, Нижегородского государственного инженерно-экономического Университета. Вступление в Ассоциацию школ Российской Федерации и Республики Беларусь позволит расширить спектр профессионального роста и достижений наших педагогов, детей и родителей.
Педагогический коллектив готов к творческому развитию и внедрению коррекционно-развивающих технологий. Развиваясь сами, показывая пример коллегам, коллектив способен обеспечить педагогически целесообразную деятельность школьников, удовлетворить их потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности.
В школе работают:
— действующая инновационная площадка по проекту создания новых мест дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В рамках реализации данного проекта обучающиеся получают дополнительное образование в объединениях художественной, технической и спортивной направленности. Это дает уникальную возможность развивать творческий потенциал наших воспитанников и реализацию полученных знаний в конкурсах различного уровня.
— действующая инновационная площадка по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам желающим принять на воспитание в свои семьи детей оставшихся без попечения родителей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
В рамках реализации данного проекта специалисты школы и учителя оказывают методическую и консультационную помощь педагогическим работникам общеобразовательных школ округа, по работе комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ. Помощь родителям в воспитании и социализации детей, как во время получения образования, так и в дальнейшей их жизни, консультируя и сопровождая при выборе профессии, получении профессионального обучения и трудоустройстве.
Вместе с тем, для успешной адаптации и реализации в социуме, на выходе из образовательного учреждения, выпускник коррекционной школы должен получить не только необходимые предметные знания, но и те трудовые навыки и личностные компетенции, которые станут опорными при переходе в самостоятельную, взрослую жизнь. Поэтому в условиях коррекционной школы момент подготовки ребенка к выходу во взрослую жизнь становится особенно важным.
— действующая инновационная площадка внедрения целевой модели наставничества по применению лучших практик обмена опытом между обучающимися на территории Нижегородской области.
С 2020 года в ГКОУ С(К)Ш наблюдается большой приток молодых специалистов и учителей. Ежегодная работа администрации школы по привлечению молодых специалистов в сферу образования (организация прохождение практики студентам высших учебных заведений, включение в программы социальной поддержки) дает свои положительные результаты. Целевая модель наставничества – дает возможность молодым специалистам безболезненно адаптироваться в коллективе педагогов, родителей и обучающихся. Это возможность продолжать преемственность педагогической практики опытных учителей наряду с новыми технологиями молодых специалистов. Систематическое отслеживание результатов, объективная оценка профессиональных качеств, позволяет молодым специалистам успешно проходить аттестационные мероприятия, а также содействует выдвижению на конкурсы профессионального мастерства. Это работа на дальнейшую перспективу развития коррекционного образования в нашей школе.
С 1 сентября 2024 года начинается реализация Федерального проекта «Доброшкола» национального проекта «Образование», обучающиеся продолжат получать образование в обновленных кабинетах: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, спортивного зала и коворкинг.
Реализация подпрограммы «Современная школа» позволяет обновить содержание образования предметной области «Технология». На сегодняшний день предметная область включает профили: слесарное дело, швейное дело, сельскохозяйственный труд (обучающиеся индивидуально на дому). В 2022-2023 учебном году в учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы включен профиль трудовой подготовки «Подготовка младшего обслуживающего персонала» который позволил повысить мотивацию обучающихся к профессионально – трудовой деятельности, разработать новые подходы к дифференциации трудового обучения школьников, расширить спектр профилей.
В ГКОУ С(К)Ш действует Школьный спортивный клуб «Юность», который помогает ребятам реализовывать и развивать свои физические навыки. Результат — многочисленные победы в областной спартакиаде для обучающихся с ОВЗ.
В рамках Общественно-деловых отношений, наличия опыта работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся — реализуются различные социальные проекты, обладающие потенциалом для масштабирования способностей обучающихся на уровне города, региона.
Реализация подпрограммы «Содействие» позволяет увеличить долю родителей, вовлеченных в партнерские взаимоотношения с образовательным учреждением, повышает их психолого-педагогическую компетентность по вопросам особенностей развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, повышает качество психолого-педагогического сопровождения семей с приемными и опекаемыми детьми, детьми-инвалидами.
Коллектив школы готов к новому сотрудничеству, мы открыты и готовы развиваться сами и развивать других.